И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – автор знаменитой трилогии («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») и других произведений, один из самых крупных писателей среди великих реалистов XIX в.

И. А. Гончаров вступил на писательское поприще в переломные для отечественной литературы 1840‑е годы, когда нескончаемый поток лирической поэзии резко пошел на убыль и ведущее место на журнальных подмостках заняла ее величество Проза. Заняла, чтобы всю вторую половину XIX в. уже не уступать своего лидерства.

Наступление «прозаического» века оценивалось современниками неоднозначно. С одной стороны, в плане собственно художественном роман и повесть обещали обогатить русскую литературу новыми формами реалистического изображения человека и действительности. С другой стороны, в плане смены культурных И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод ценностей закат «поэтического века» таил в себе грозное предвестие грядущего торжества «прозаического», т. е. приземленного, откровенно потребительского взгляда на жизнь.

Именно через обостренный интерес к проблеме типического в литературе, к соотношению в литературном характере «общего и особенного», исторически закономерного и случайного, к упорядочению и художественной классификации «типов» и созданию на этой основе объективной картины действительности, равной по достоверности «научной», и проходила, как известно, магистральная линия художественных экспериментов в русской прозе 1840‑х годов. Она привела к созданию «натуральной школы», в лоне эстетических установок которой и проходило становление таланта Гончарова.

Еще задолго до знакомства с «отцами» «натуральной школы И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод», «ученическое» творчество Гончарова обнаружило как тесную связь с эстетическими принципами «натуральной школы», так и заочную полемику с ними.

«Электричество чина» в его произведениях отнюдь не является единственным и главным критерием художественной правды изображения современного человека. Власти этого «электричества» Гончаров решительно противопоставил «вечные», не зависящие от жестокой исторической реальности потребности человеческой натуры – в красоте, в любви, в творческих порывах духа.

Вот почему именно антитеза героя – «идеалиста» и героя – «практика» в разных ее вариациях станет ведущей для романного мира Гончарова.

Творческий метод Гончарова – реалистический метод. Он состоит в том, что произведения литературы вбирают в себя всю правду природы и жизни. Именно так И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод, по твердому убеждению Гончарова, и творили величайшие корифеи мировой литературы. Именно эта реалистическая направленность литературы «делает ее орудием «просвещения».

Реализм Гончарова, как и всякий другой реализм, представляет собою определенную форму познания действительности в ее характерных, типических проявлениях. Гончаров принадлежит к числу тех великих русских писателей, которые отразили громадные сдвиги в русской жизни.

Гончаров слабо знал пореформенную русскую жизнь и к тому же мало ею интересовался. Всем своим творческим сознанием Гончаров оставался в дореформенной русской жизни. Ее сложную и противоречивую эволюцию Гончаров отображал во всех своих произведениях. В центре его творческого внимания постоянно находилась борьба между феодально-крепостническим укладом и И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод враждебными ему ростками новой жизни. Эта борьба отличалась остротой: «старое» отстаивало себя в борьбе с «новым», и конфликт между этими двумя началами был закономерным и неизбежным. В произведениях Гончарова этот конфликт отражен во всей полноте его противоречий. Гончаров вне всякого сомнения понимает историческую обреченность старого крепостнического уклада и приветствует ростки новой жизни.



12. Творчество И.А. Гончарова с точки зрения «комплекса Пигмалиона»

Согласно мифу в Древней Греции проживал талантливый скульптор Пигмалион. Он все жизнь поклонялся богине любви Афродите, но встретить свою любовь среди земных женщин так и не смог. Все они для него были недостаточно идеальны. В итоге он изваял И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод из мрамора образ идеальной женщины Галатеи, а богиня любви, услышав, молитвы скульптура, вдохнула в статую душу, и наделила ее букетом разных добродетелей.

1. Его творчество проникнуто личным характером. Произведения Гончарова прежде всего - изображение и отражение его житейских переживаний. Поэтому его личность тесно связана с его творчеством, и на последнем постепенно отражается все, что трогало его душу, как теплое воспоминание, как яркая действительность или как захватывающая его мысль и внимание картина.

2. Другой особенностью, свойственной творчеству Гончарова, была выношенность его произведений, благодаря которой «Обломов» и «Обрыв» - в особенности второй - писались долгие годы и появлялись сначала в виде отдельных, имевших целостный характер, отрывков И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод. Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника. Ему было свойственно страдальчески переживать тяжелые муки рождения своих произведений. Он часто сомневался в себе, падал духом, бросал написанное и принимался за начатое произведение снова, то, не доверяя своим силам, то пугаясь разгара своей фантазии.

3. К условиям творчества Гончарова, кроме его медлительности, относилась и тяжесть самого труда, как орудия творчества. Сомнения автора касались не только существа его произведений, но и самой формы в ее мельчайших подробностях. Это доказывают его авторские корректуры, которые составляли, подобно корректурам Толстого, истинную муку редакторов. В И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод них вставлялись и исключались обширные места, по нескольку раз переделывалось какое-либо выражение, переставлялись слова, и уже подписанная к печати корректура внезапно требовалась обратно для новой переработки. Поэтому рабочая сторона творчества доставалась ему тяжело.


documentarkeifh.html
documentarkeppp.html
documentarkewzx.html
documentarkfekf.html
documentarkflun.html
Документ И.А. Гончаров: художественное мировоззрение и творческий метод